«Это больше похоже на анекдоты». Развенчан главный миф о покупке автомобиля в СССР. Как на этом делались целые состояния?

Согласно его исследованию, в СССР существовала эффективная система подпольных продаж, позволявшая приобрести автомобиль за относительно короткий срок.
Новая книга Канунникова, изданная в издательстве "Новое литературное обозрение", рассказывает о сложных отношениях между автомобилем и жителями России на протяжении истории. От "Руссо-Балтов" в последние годы Российской империи до "Москвичей" и "Жигулей" в конце советской эпохи, автомобиль переживал различные этапы развития, становясь как предметом роскоши, так и необходимым приобретением.Исследование автора позволяет увидеть, как менялось восприятие автомобиля в российском обществе, и какие изменения происходили в отношении к этому виду транспорта со временем.В условиях постоянного дефицита автомобилей советские автолюбители прибегали к различным хитростям и уловкам. Разговоры о долгосрочном ожидании машины оказались далеки от реальности, ибо спрос превышал предложение в разы. Покупка и перепродажа автомобилей стали для многих советских граждан не только способом приобретения транспортного средства, но и возможностью обогатиться.Дефицит машин привел к возникновению теневых связей между людьми, которые, с точки зрения советских законов, часто переходили в область незаконных действий. Этот феномен начался уже сразу после Второй мировой войны и затронул даже трофейные автомобили. В условиях дефицита, машины стали объектом желания и предметом спекуляций, а их стоимость росла в геометрической прогрессии. Люди были готовы пойти на многие ухищрения, чтобы приобрести автомобиль, ведь это был не просто транспорт, а символ статуса и свободы.В феврале 1947 года в Комиссию партийного контроля поступил анонимный сигнал о деятельности капитана Ю.М. Минкина из третьего отдела автомобильной службы 1-го Украинского фронта. Сообщалось, что он приобрел "Опель" за 361 рубль, представив его как запчасти, затем потратил 450 рублей на ремонт и зарегистрировал автомобиль как свой собственный в ГАИ. Через месяц он совершил аналогичные действия с "Мерседесом-Бенцом", не имея на это никаких документов. Инспектор Максимов, в свою очередь, разрешил незаконную регистрацию в обмен на ремонт своей личной машины М-1 и возможность пользоваться "Мерседесом".Этот эпизод, описанный историком Еленой Твердюковой, является лишь одним из многих примеров коррупции и злоупотреблений военнослужащими в послевоенный период. Ситуация с капитаном Минкиным отражает распространенные случаи использования служебного положения для личной выгоды и нарушения законов.Важно отметить, что подобные инциденты имели серьезные последствия для доверия общества к военным структурам и власти в целом. Нарушения, подобные тем, описанным в данном случае, подрывали авторитет государства и создавали негативный образ армии как института, отвечающего за безопасность и порядок в стране.В магазинах государство пока не регулировало очереди, они формировались стихийно. На Перовском рынке возникла очередь за новым автомобилем «Запорожец» ЗАЗ-965, собранная «общественной комиссией» и требовавшая оплаты по рублю за запись. Эта очередь быстро исчезла, но авторы отметили, что многие автолюбители покупали машины лишь для последующей спекуляции.Авторы отметили, что многие автовладельцы, сразу же после покупки автомобиля, вступали в очередь на новый автомобиль с целью продажи предыдущего по завышенной цене. Это свидетельствовало о спекулятивном подходе к приобретению автомобилей.Очевидно, что ситуация с очередями в магазинах и желанием быстро обновлять автомобили отражала специфику рыночных отношений и потребностей потребителей. Необходимость владеть новейшими товарами и стремление к получению прибыли через спекуляцию создавали непредсказуемые ситуации на рынке.Математика перепродажи оказалась не только простой, но и впечатляющей. В своих воспоминаниях вдова физика Льва Ландау, Кора Ландау-Дробанцева, описывает занимательный эпизод, в котором принимал участие Евгений Лифшиц, близкий друг Ландау.Евгений Лифшиц и другие известные ученые, включая Ландау, свободно манипулировали валютой, полученной официально за свои книги, изданные за границей. Это было абсолютно законно и позволяло им вести комфортный образ жизни.В прессе встречались многочисленные примеры подобных ситуаций, однако они касались в основном обычных граждан, не настолько выдающихся, как ученые-математики.В журнале "За рулем" был описан случай некоего заместителя управляющего треста, который с умом вложился в автомобили. Сначала он купил подержанный "Москвич-401" за 3250 рублей, потратил 3000 рублей на ремонт и продал за 10 тысяч. Затем он приобрел "Победу" и выиграл на этой сделке 6000 рублей. По мнению журнала, этот человек стал настоящим "комбинатором", который теперь ездит на "Волге" и мечтает о "Чайке". Сарказм журнала заключался в том, что даже самый искусный спекулянт не смог бы приобрести правительственную "Чайку" ни за какие деньги.В советской автомобильной сфере не все граждане приобретали свои машины через очереди. Словосочетания «без очереди», «по знакомству», «по блату» звучали повсюду, как и в других областях советского общества, где был дефицит товаров. Не только известные личности или спортсмены имели возможность купить автомобиль без очереди, но и представители различных профессий и сфер жизни.В советское время стало обычным видеть, как некоторые граждане обходили очереди и приобретали автомобили без необходимости ждать. Эта практика была распространена не только среди привилегированных слоев общества, но и среди людей, которые не имели особых привилегий или статуса.Многие граждане сталкивались с ситуациями, когда автомобили покупались «по знакомству» или «по блату», в то время как остальные вынуждены были стоять в очередях. Это создавало недовольство и неравенство среди населения, подчеркивая проблемы справедливости и доступности товаров в советском обществе.В 1952 году в связи с агентурными делами в Ташкенте и Свердловске были арестованы 23 человека, включая заместителя управляющего Ташкентской товарной базой Бродского и уполномоченного по закупкам Афанасьева. У них было изъято значительное количество наличных денег, облигаций, автомобилей и другого имущества на общую сумму более 3 миллионов рублей. Елена Твердюкова, исследовавшая архивные документы, описывает в своих материалах под заголовками «Заготовители» и «Тузы» события того времени, когда люди, стоявшие в очередях, могли быть участниками этих агентурных дел. Трудно представить, какие тайные махинации происходили за кулисами тех событий и какие последствия они имели для общества.В период с 1948 по 1952 год во власти была нелегальная строительная организация, возглавляемая Николаем Павленко. В этой организации, помимо прочей техники, были и легковые автомобили, которые были приобретены благодаря коррупции и взяткам чиновникам. Следствие обнаружило семь автомобилей марки "Победа", купленных за наличные деньги, что являлось нарушением, так как организации должны были покупать технику по безналичному расчету. Один из автомобилей использовался для перевозки руководителя подпольного строительного синдиката Павленко.В начале автомобильной эры никто из обычных граждан не сталкивался с необходимостью стоять в очереди и ждать своего автомобиля два-три года. Новые предложения вставляются в текст для более полного освещения темы. Например, жизнь автолюбителя от покупки машины до продажи и приобретения новой была наполнена событиями, включая не только радости, но и множество забот.Несмотря на запуск двух новых мощных заводов и высокие цены на автомобили, дефицит машин продолжал только увеличиваться. Вспомним, что первая модель Волжского автозавода ВАЗ-2101 стоила 5500 рублей, что оказалось дороже, чем "Москвич-412". Недавно за эту же сумму можно было приобрести престижную и любимую, но патологически дефицитную "Волгу"—ГАЗ-21.В 1970 году в СССР стоимость новой "Волги" - ГАЗ-24, которую начали выпускать мелкосерийно в 1968 году, а затем массово в 1970 году, составляла около 9000 рублей. Этот автомобиль был довольно дорогим для среднестатистического советского гражданина, учитывая, что средняя месячная зарплата в стране в то время составляла всего 122 рубля.Однако стоит отметить, что в некоторых отраслях, таких как промышленность и строительство, средние зарплаты инженерно-технических работников были выше и составляли от 175 до 200 рублей. Это говорит о том, что неравенство в доходах уже тогда было заметно даже в рамках советской системы.Кроме того, следует учитывать, что официальные доходы советской элиты, к которой относились выдающиеся ученые, писатели, композиторы, актеры, а также партийные и государственные чиновники, были значительно выше среднестатистической зарплаты. Это создавало дополнительные различия в уровне жизни и доступе к ресурсам в советском обществе.В 1970-х годах все больше граждан стали заниматься неофициальной трудовой деятельностью, получая дополнительные доходы не на основной работе, а на так называемых «халтурах» и «шабашках». Этот тренд особенно заметен был среди молодых инженерно-технических сотрудников НИИ и студентов, которые, находясь в отпусках, устраивались на строительные работы в провинции, например, на строительство коровников или свинарников в совхозах, колхозах и леспромхозах. За месяц такой тяжелой работы, которая продолжалась по 12 часов в день, молодые ученые могли заработать до 1000 рублей.Помимо этого, некоторые граждане предпочитали заниматься неофициальной трудовой деятельностью вечерами после основной работы, а также в выходные дни. Это позволяло им увеличить свой доход и обеспечить себе дополнительные финансовые возможности. Такой подход был распространен среди различных слоев населения и помогал справиться с дефицитом средств в условиях жесткой экономической обстановки.Эти примеры иллюстрируют тот факт, что в условиях ограничений и недостатка возможностей граждане проявляли инициативу и готовность к труду, даже если это требовало дополнительных усилий и времени. В итоге, неофициальная трудовая деятельность стала частью жизни многих людей в те годы, помогая им справляться с экономическими трудностями и обеспечивать себя и свои семьи.Дополнительные предложения: Начнем с того, что ремонт квартир, строительство дач, ремонт телевизоров и радиоаппаратуры, автомобилей, пошив одежды, изготовление зубных коронок - все эти виды деятельности приносили хороший заработок тем, кто обладал квалификацией и хорошей репутацией. Однако, все эти доходы оставались вне официальной статистики государства.Перефразированный текст:Заработок граждан, занимающихся ремонтом и производством различных товаров и услуг, значительно превышал основные доходы. Эти виды деятельности, такие как ремонт квартир, строительство дач, ремонт техники, пошив одежды, изготовление зубных коронок, не учитывались в официальной статистике. Некоторые люди начинали заниматься этим именно с целью заработать деньги на покупку автомобиля. Для того чтобы приобрести машину, включая "жигули", все еще приходилось становиться в очередь.В конце 1960-х годов в Москве начали появляться неофициальные очереди на дефицитные автомобили, что вызывало недовольство среди автолюбителей. Осенью 1969 года в Измайловском парке была организована запись на желанную «Волгу», привлекая как тех, кто готов заплатить, так и тех, у кого не было достаточно средств. Возмущение вызывала не только неформальность процесса записи, но и факт, что даже без денег можно было попасть в список ожидания. В связи с этим появились предложения взимать аванс с желающих приобрести автомобиль и разрабатывать способы отсеивания «нетрудовых походов» на покупку. Некоторые предлагали использовать более строгие критерии отбора, чтобы исключить тех, кто не готов серьезно вложиться в приобретение автомобиля.История советской автомобилизации наполнена слухами и легендами, так как документальных подтверждений о продолжительности ожидания права на покупку автомобиля практически не существует. Начиная с того момента, когда очереди на покупку автомобилей стали подвергаться административному контролю, процесс записи на приобретение машины стал более упорядоченным. Вначале люди могли записаться на автомобиль в автомагазинах, затем процедура перешла в ЖЭКи, а затем стали популярны записи на предприятиях. Но все это лишь часть сложной истории, которая до сих пор окутана тайнами и мифами.Вспоминать прошлые события люди предпочитают не по датам и фактам, а по своим эмоциям и впечатлениям, которые остаются в памяти на долгие годы. Иногда шутливо называют ожидание событий "астрономическими сроками" - десять или даже пятнадцать лет, но это скорее анекдотическое выражение, чем точная хронология.Опрос, проведенный среди людей из разных регионов, которые в советское время сталкивались с необходимостью покупки автомобиля, показал, что реальное время ожидания составляло от трех до пяти лет. Однако случаи, когда приходилось ждать так долго, были редкими. Обычно люди проводили в очереди год-полтора, а иногда и всего несколько месяцев.
Важно отметить, что длительное ожидание в очереди за автомобилем было не только физическим испытанием, но и психологическим. Этот процесс формировал особый опыт и воспоминания, которые с течением времени могут искажаться и превращаться в легенды. В конечном итоге, каждый человек сохраняет свою собственную версию событий и временных рамок, основанную на своих воспоминаниях и переживаниях.
Существовали различные факторы, влияющие на срок ожидания. Один из них - модель автомобиля. Например, приобрести "Москвич" было проще, чем "Жигули", которые стали популярными среди автолюбителей.Срок ожидания автомобиля зависел от множества факторов. Важную роль играла не только модель, но и спрос на конкретный автомобиль, а также производственные возможности завода.Помимо модели автомобиля, на срок ожидания влияли такие аспекты, как экономическая ситуация в стране, политические изменения и технические характеристики автомобилей.Источник и фото - lenta.ru